Страница обновлена 17.10.2017

    Психопрофилактика 

 Памятка родителям по профилактике суицида

Суицид - намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.

Будьте бдительны! Суждение, что люди, решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно.

Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов.

Основные мотивы суицидального поведения у детей и подростков:

- переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания;

- действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность;

- переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;

- чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;

- боязнь позора, насмешек или унижения;

- страх наказания, нежелание извиниться;

- любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;

- чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство;

- желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;

- сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.

Если подросток задумал серьезно совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

Словесные признаки

Подросток, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своём душевном состоянии:

- прямо говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить»;

- косвенно намекает о своём намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться»;

- много шутит на тему самоубийства;

- проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки

Подросток может:

1. раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами;

2. демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:

- в еде – есть слишком мало или слишком много;

- во сне – спать слишком мало или слишком много;

- во внешнем виде – стать неряшливым;

- в школьных привычках – пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками, проявлять раздражительность, угрюмость, находиться в подавленном настроении;

- замкнуться от семьи и друзей;

- быть чрезмерно деятельным или наоборот безразличным к окружающему миру;

-ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;

- проявлять признаки беспомощности, безнадёжности и отчаяния.

Ситуационные признаки

Ребенок может решиться на самоубийство, если:

- социально изолирован, чувствует себя отверженным;

- живёт в нестабильном окружении (серьёзный кризис в семье; алкоголизм- личная или семейная проблема);

- ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального;

- предпринимал раньше попытки самоубийства;

- имеет склонность к суициду вследствие того, что он совершился кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;

- перенёс тяжёлую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);

- слишком критически относится к себе.

Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.

Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:

·         утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;

·         пренебрежение собственным видом, неряшливость;

·         появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;

·         резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;

·         внезапное снижение успеваемости и рассеянность;

·         плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;

·         склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;

·         проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;

·         безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;

·         стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;

·         самообвинения или наоборот – признание в зависимости от других;

·         шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

Что делать? Как помочь?

Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам.

Обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности.

Большинство людей покушающихся на свою жизнь – психически здоровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации. Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!

 

Если Вы слышите

Обязательно скажите

Запрещено говорить

«Ненавижу всех…»

«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»

«Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»

«Все

безнадежно

и бессмысленно»

«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»

«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»

«Не говори глупостей. Поговорим о другом.»

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять»

«Где уж мне тебя понять!»

«Я совершил ужасный поступок»

«Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом»

«И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»

«У меня никогда ничего не получается»

«Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить»

«Не получается – значит, не старался!»

 

Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.

1.       Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2.      Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

3.      Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.

4.      Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

5.      Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы. Ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять может вернуться к тем же мыслям. Поэтому важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора.

6.      Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие и утвердительные указания.

7.      Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору.

8.     Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться.

Психологический смысл суицида чаще всего заключается в реагировании, снятии аффективного напряжения, ухода, выключение из тяжелой жизненной ситуации. Общей эмоцией в кризисной, ведущей к самоубийству, ситуации является эмоция безнадежности и беспомощности. Часто у подростков эта эмоция проявляется смятением и тревогой.

 

 

 

 

  Психопрофилактика и участие в деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся – одно из ведущих направлений в деятельности педагога-психолога в ЦВР «Глория».

   Работа  в Центре по профилактике правонарушений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, направленных как на оздоровление условий семейного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности трудновоспитуемого подростка, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников. С 2009 года профилактическая работа в центре осуществляется по программе педагога-психолога Н.В. Калиниченко «Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков «Перекрёсток»» (в 2010 году программа заняла первое место в городском конкурсе программ по профилактике правонарушений и безнадзорности).

Ведущая идея данной программы заключается в создании психолого-педагогических условия для нормального психологического развития личности обучаемого и формирования адекватного поведения у «трудных» детей и подростков.

Цель:  Создание условий, обеспечивающих эффективность деятельности центра по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков.

   Данная программа является комплексной, потому что в ней активно взаимодействуют все участники образовательного процесса: педагоги (педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования, педагог-психолог), обучающиеся (дети, посещающие кружки центра, а также игротеку – то есть дети микрорайона) и родители (и лица их замещающие). Вместе с тем, осуществляется активное взаимодействие со школами в виде профилактических и массовых досуговых мероприятий.

Структура и продолжительность программы:

Комплексная программа  «Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков» рассчитана на три года обучения.     Программа условно делится на две составные части:

1. просвещение и профилактика. Это массовая форма работы с подростками микрорайона, не  проявляющих признаки девиантности.

2. коррекция и развитие. По большей части, это – индивидуальная работа с подростками с проявлением девиантного поведения. Она включает: психологическую диагностику, коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные консультации и социально-психологический тренинг), а также консультирование родителей и профилактические занятия подростков.

Основные методы работы: индивидуальная психологическая консультация, лекция (информативная, проблемная, визуализация), семинар, групповая дискуссия,  эвристическая беседа, метод анализа конкретных ситуаций (МАКС), диагностические и развивающие упражнения, ролевая игра, деловая игра, коллажирование, социальная реклама, психогимнастика, дыхательные техники, арт-методы, трудотерапия (трудовые лагеря, трудовые десанты).

Формы работы: индивидуальная и групповая.

Критерии эффективности программы.

- снижение уровня правонарушений среди несовершеннолетних,

- уменьшение эмоциональной нестабильности, стрессогенности личности,

- выработанная устойчивость к непринятию ПАВ, алкоголю и табакокурению,

- повышение рефлексивности подростка, социальной перцепции,

- приобщение к коллективной деятельности, проведение досуга в центре дополнительного образования «Глория».

  В данной программе выделены несколько тематических блоков, так как работа, направленная на коррекцию девиантного поведения несовершеннолетних, должна содержать не только профилактику употребления ПАВ. Значимой причиной большинства правонарушений   – это низкий уровень развития навыков саморегуляции, самоконтроля, а также навыков общения. Вместе с тем, нельзя не уделять внимания таким социально-психологическим процессам и явлениям, как интернет-зависимость, манипулятивное влияние и т.п.

Интернет-проект для несовершеннолетних "Подросток и закон"