Психопрофилактика и участие в деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся – одно из ведущих направлений в деятельности педагога-психолога в МОУ ДО ЦВР «Глория».
Работа в Центре по профилактике правонарушений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, направленных как на оздоровление условий семейного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности трудновоспитуемого подростка, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников. С 2009 года профилактическая работа в центре осуществляется по программе педагога-психолога Н.В. Калиниченко «Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков «Перекрёсток»» (в 2010 году программа заняла первое место в городском конкурсе программ по профилактике правонарушений и безнадзорности).
Ведущая идея данной программы заключается в создании психолого-педагогических условия для нормального психологического развития личности обучаемого и формирования адекватного поведения у «трудных» детей и подростков.
Цель: Создание условий, обеспечивающих эффективность деятельности центра по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков.
Данная программа является комплексной, потому что в ней активно взаимодействуют все участники образовательного процесса: педагоги (педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования, педагог-психолог), обучающиеся (дети, посещающие кружки центра, а также игротеку – то есть дети микрорайона) и родители (и лица их замещающие). Вместе с тем, осуществляется активное взаимодействие со школами в виде профилактических и массовых досуговых мероприятий.
Структура и продолжительность программы:
Комплексная программа «Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков» рассчитана на три года обучения. Программа условно делится на две составные части:
1. просвещение и профилактика. Это массовая форма работы с подростками микрорайона, не проявляющих признаки девиантности.
2. коррекция и развитие. По большей части, это – индивидуальная работа с подростками с проявлением девиантного поведения. Она включает: психологическую диагностику, коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные консультации и социально-психологический тренинг), а также консультирование родителей и профилактические занятия подростков.
Основные методы работы: индивидуальная психологическая консультация, лекция (информативная, проблемная, визуализация), семинар, групповая дискуссия, эвристическая беседа, метод анализа конкретных ситуаций (МАКС), диагностические и развивающие упражнения, ролевая игра, деловая игра, коллажирование, социальная реклама, психогимнастика, дыхательные техники, арт-методы, трудотерапия (трудовые лагеря, трудовые десанты).
Формы работы: индивидуальная и групповая.
Критерии эффективности программы.
- снижение уровня правонарушений среди несовершеннолетних,
- уменьшение эмоциональной нестабильности, стрессогенности личности,
- выработанная устойчивость к непринятию ПАВ, алкоголю и табакокурению,
- повышение рефлексивности подростка, социальной перцепции,
- приобщение к коллективной деятельности, проведение досуга в центре дополнительного образования «Глория».
В данной программе выделены несколько тематических блоков, так как работа, направленная на коррекцию девиантного поведения несовершеннолетних, должна содержать не только профилактику употребления ПАВ. Значимой причиной большинства правонарушений – это низкий уровень развития навыков саморегуляции, самоконтроля, а также навыков общения. Вместе с тем, нельзя не уделять внимания таким социально-психологическим процессам и явлениям, как интернет-зависимость, манипулятивное влияние и т.п.