ЧТО ТАКОЕ «ПРОФПРОБЫ»?
Профессиональные пробы – один из практикоориенированных форматов профориентации. Автором идеи принято считать японского учёного С.Фукуяму, который рассматривал профессиональную пробу как центральный этап в системе сопровождения профессионального выбора человека Процесс сопровождения профессионального самоопределения может быть построен как цикл профессиональных проб, при этом, в зависимости от этапа самоопределения, могут использоваться игровые, учебные, учебно-профессиональные и профессиональные пробы.
Профессиональная проба – «профессиональное испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, завершенный процесс которого способствует сознательному, обоснованному выбору профессии».
В качестве одного из примеров приведем следующий набор из восьми целей, на достижение которых должна быть направлена профессиональная проба:
1) накопление специальных знаний, овладение умениями и навыками в рамках выбранной профессиональной деятельности;
2) овладение общепрофессиональными компетенциями (среди которых – осознание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса; овладение задатками речевой профессиональной культуры; овладение способностью работать в коллективе и команде, обеспечивая сплоченность, эффективность профессионального общения со сверстниками);
3) развитие общепрофессиональных компетенций (в том числе – способности определять задачи профессионального и личностного развития, осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, заниматься самообразованием);
4) приобретение основ трудовых (допрофессиональных, выборочно и частично – профессиональных) умений и навыков;
5) формирование опыта общеучебной и познавательной деятельности;
6) воспитание необходимых для трудовой деятельности качеств;
7) формирование интереса и положительного отношения к трудовой деятельности;
8) формирование потребности в собственной реализации личности в социуме посредством выбираемой профессии.
Типологии профессий
Наиболее часто применяются на практике две типологии профессий : типология Е.А. Климова, классифицирующая профессии по предмету труда и типология профессий Голланда, связывающая тип личности и тип профессиональной среды, выбираемой человеком.
Типология профессий Е.А. Климова
Климов выделил пять объектов труда: человек, техника, художественный образ, знак, природа. В первой части названия типа профессии обозначен субъект труда, которым всегда является человек.
Человек — человек — все профессии, связанные с воспитанием, обслуживанием, обучением людей, общением с ними. К этой группе относятся все педагогические и медицинские профессии, профессии сферы услуг и другие.
Человек — техника — все профессии, связанные с созданием, обслуживанием и эксплуатацией техники. Это такие профессии как: инженер-конструктор, автослесарь, системный администратор и другие.
Человек — художественный образ — все профессии, связанные с создание, копированием, воспроизведением и изучением художественных образов. К этой группе относятся такие профессии как: художник, актер, певец, реставратор, искусствовед и другие.
Человек — природа — все профессии, связанные с изучением, охраной и преобразованием природы. К этой группе относятся такие профессии как: ветеринар, садовник, агроном, эколог и другие.
Человек — знак — все профессии, вязанные с созданием и использованием знаковых систем ( цифровых, буквенных, нотных). К этой группе относятся переводчики художественных и технических текстов, аналитики, финансисты и другие.
Особенность применения данной классификации в наше время состоит в том, то простые профессии с одним объектом труда уходят в прошлое и на смену им приходят профессии с несколькими объектами труда, или со сложным объектом труда. Например, профессия ландшафтного дизайнера одновременно относится и к типу человек-природа и к типу человек-художественный образ.
Профессиональные пробы в ЦВР "Глория" построены именно по такой классификации.