Страница обновлена 23.10.2020

МОУ ДО Центр внешкольной работы «Глория»

Страница обновлена 23.10.2020
МОУ ДО Центр внешкольной работы «Глория»

                                                                     ЧТО ТАКОЕ «ПРОФПРОБЫ»?

          Профессиональные пробы – один из практикоориенированных форматов профориентации. Автором идеи принято считать японского учёного С.Фукуяму, который рассматривал профессиональную пробу как центральный этап в системе сопровождения профессионального выбора человека Процесс сопровождения профессионального самоопределения может быть построен как цикл профессиональных проб, при этом, в зависимости от этапа самоопределения, могут использоваться игровые, учебные, учебно-профессиональные и профессиональные пробы.

Профессиональная проба – «профессиональное испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, завершенный процесс которого способствует сознательному, обоснованному выбору профессии».

В качестве одного из примеров приведем следующий набор из восьми целей, на достижение которых должна быть направлена профессиональная проба:

1) накопление специальных знаний, овладение умениями и навыками в рамках выбранной профессиональной деятельности;

2) овладение общепрофессиональными компетенциями (среди которых – осознание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса; овладение задатками речевой профессиональной культуры; овладение способностью работать в коллективе и команде, обеспечивая сплоченность, эффективность профессионального общения со сверстниками);

3) развитие общепрофессиональных компетенций (в том числе – способности определять задачи профессионального и личностного развития, осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, заниматься самообразованием);

4) приобретение основ трудовых (допрофессиональных, выборочно и частично – профессиональных) умений и навыков;

5) формирование опыта общеучебной и познавательной деятельности;

6) воспитание необходимых для трудовой деятельности качеств;

7) формирование интереса и положительного отношения к трудовой деятельности;

 8) формирование потребности в собственной реализации личности в социуме посредством выбираемой профессии.

                                                                      Типологии профессий

Наиболее часто применяются на практике две типологии профессий : типология Е.А. Климова, классифицирующая профессии по предмету труда и типология профессий Голланда, связывающая тип личности и тип профессиональной среды, выбираемой человеком.

       Типология профессий Е.А. Климова

     Климов выделил пять объектов труда: человек, техника, художественный образ, знак, природа. В первой части названия типа профессии обозначен субъект труда, которым всегда является человек.

Человек — человек — все профессии, связанные с воспитанием, обслуживанием, обучением людей, общением с ними. К этой группе относятся все педагогические и медицинские профессии, профессии сферы услуг и другие.

Человек — техника — все профессии, связанные с созданием, обслуживанием и эксплуатацией техники. Это такие профессии как: инженер-конструктор, автослесарь, системный администратор и другие.

Человек — художественный образ — все профессии, связанные с создание, копированием, воспроизведением и изучением художественных образов. К этой группе относятся такие профессии как: художник, актер, певец, реставратор, искусствовед и другие.

Человек — природа — все профессии, связанные с изучением, охраной и преобразованием природы. К этой группе относятся такие профессии как: ветеринар, садовник, агроном, эколог и другие.

Человек — знак — все профессии, вязанные с созданием и использованием знаковых систем ( цифровых, буквенных, нотных). К этой группе относятся переводчики художественных и технических текстов, аналитики, финансисты и другие.

       Особенность применения данной классификации в наше время состоит в том, то простые профессии с одним объектом труда уходят в прошлое и на смену им приходят профессии с несколькими объектами труда, или со сложным объектом труда. Например, профессия ландшафтного дизайнера одновременно относится и к типу человек-природа и к типу человек-художественный образ.

        Профессиональные пробы в ЦВР "Глория" построены именно по такой классификации.