Страница обновлена 23.10.2020

МОУ ДО Центр внешкольной работы «Глория»

Страница обновлена 23.10.2020
МОУ ДО Центр внешкольной работы «Глория»

Здесь можно найти разработки педагога-психолога МОУ ДО ЦВР «Глория» для педагогического коллектива, направленные на  улучшение взаимодействия  с обучающимися, а также на профилактику профессионального выгорания педагога.

Рекомендации для поддержки психического здоровья и благополучия во время вспышки коронавирусной инфекции на основании рекомендаций ВОЗ

Рекомендации педагогам для поддержки психического здоровья

и благополучия во время вспышки коронавирусной инфекции

на основании рекомендаций ВОЗ

1.Обеспечьте детям благоприятную позитивную образовательную среду,

свободную от стрессов, вызванных стремлением к академическим успехам.

Сконцентрируйтесь на сохранении здоровья детей, а также их

психологического и социального благополучия.

2.Не привлекайте излишнего внимания детей к обсуждаемой проблеме.

Сохраняйте рутинный уклад учебной работы с привычными для детей

нормами ее оценки.

3.В простой доступной форме предоставляйте детям информацию о том, что

произошло, объясните, что происходит сейчас, и давайте им четкую

информацию о том, как снизить риск заражения этой болезнью.

4.Используйте дистанционные формы обучения, поощряющие развитие

интеллектуальной, творческой деятельности (например, олимпиады,

квесты, соревнования), которые позволят и детям, и их родителям

поддерживать активность и создавать благоприятную психологическую

атмосферу в семье.

5.Пользуйтесь надежными источниками информации в определенное время в

течение дня, один или два раза. Внезапный и почти постоянный поток

новостных сообщений о вспышке болезни может вызвать беспокойство у

любого человека.

6.Поддерживайте детей и родителей. Помощь другим людям в трудную

минуту может принести вам лично психологическую пользу. Например,

найдите возможности для распространения позитивных и обнадеживающих

историй о выздоровлении людей, снижении распространения

коронавируса.

7.На вас сейчас лежит двойное бремя ответственности за здоровье детей,

психологическое и социальное благополучие членов их семей и

академическую подготовку учащихся. Относитесь к этой ситуации как к

особым условиям работы. Берегите себя. Помните, что забота о своем

психологическом состоянии так же важна, как и забота о физическом

здоровье. Умейте справиться со стрессом, находить положительные эмоции

и вести полноценный здоровый образ жизни. Занимайтесь дыхательными и

физическими упражнениями, упражнениями для релаксации, ходите на

прогулки, чтобы поддерживать активность и уменьшать напряжение.

Агрессия! Что делать?

Детская агрессия – любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу. Условно агрессию у детей делят на враждебную – имеет единственную цель – причинение вреда, и инструментальную – с ее помощью человек добивается чего-либо.

Вмешательство при агрессивных проявлениях:

- спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

- акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.

- обсуждение проступка.

- контроль над собственными негативными эмоциями.

- снижение напряжения ситуации.

- сохранение положительной репутации ребенка.

- демонстрация модели неагрессивного поведения.

Как помочь агрессивному ребенку?

  1. Не фиксировать внимание на нежелательном поведении ребенка и не впадать самому в агрессивное состояние.
  2. Наиболее адекватное поведение взрослого – это веское осуждение агрессии ребенка.
  3. Стараться прежде всего выяснить причину агрессии и спокойно, тактично ее устранить.
  4. Дать возможность ребенку снять агрессию, выплеснуть эмоции через игры и релаксацию.
  5. Постараться лишний раз приласкать ребенка, показав, что его тоже ценят и любят.
  6. Реагировать и откликаться на любые позитивные сдвиги в поведении ребенка, даже если они незначительные.
  7. Учите агрессивного ребенка говорить словами о том, что ему нравится и не нравится.

Физкультминутки на тему "ОСЕНЬ"

"Физкультминутка" (памятка для педагогов)

    Для профилактики физического и эмоционального утомления обучающихся на занятиях, необходимо проводить «физкультминутку». Она может состоять из психогимнастики, пальчиковой или дыхательной гимнастики, логоритмики, исходя из того, на какую систему ребёнка приходится наибольшее напряжение. «Физкультминутку» рекомендуется проводить не только в середине занятия, но и в начале или конце – например, для «настройки» на рабочий лад, создания позитивной атмосферы в группе, закрепления положительных эмоций в конце занятия.

Некоторые варианты психогимнастических упражнений.

1.«Солнце-тучка»(психогимнастическое упражнение на снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов и закрепление хорошего настроения): Встать изо стола так, что бы ничего не мешала размаху рук. Представьте, что над вами появилось солнце, тёплое, летнее, оно вас пригревает, вам тепло и приятно, вы расслаблены – плечики опущены, ручки свободно «болтаются», колено может согнуто. «Раскройтесь» солнышку, его теплу – распахните руки, глубоко вдохните. Потянитесь к солнышку,  будто ходите достать до него (необходимо максимально вытянуться, встав на носочки, руки направлены вверх). Но тут внезапно пришла тучка и закрыла наше солнышко: стало холодно, ветрено (обучающиеся максимально сжимаются, руки обхватывают грудь, ноги сжаты, голова вжата в шею, и изображают дрожь). Затем снова выходит солнышко. Вариации солнца и тучки повторяются несколько раз.

2. «Кольца-браслеты»(нейропсихологическое упражнение на активацию межполушарной асимметрии): Имитируется одевания колец: медленно на каждый пальчик круговыми движениями двумя пальцами другой руки. Затем «одеть кольца» на пальцы другой руки. Если кто-то спешил и закончил раньше, предложить ему «понадевать» ещё несколько колечек. Затем круговыми движениями одной ладони «надевается браслет» на другую, до запястья (не менее трёх браслетов на каждую руку). Главное в данном упражнение – его медленное, тщательное выполнение. После «надевания» всех колец и браслетов, можно с силой «скинуть» их, встряхнув руками.

3.«Одуванчик» Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха). Либо – задувание свечей на торте.

4. «Тряпичная кукла и солдат» (упражнение на релаксацию): Представьте, что вы – тряпичная кукла. Какая она? Мягкая, легко гнущаяся, изобразите её- опустите плечики, раслабьте ноги, поболтайте руками в воздухе. А тепрь представьте себя солдатом. Видели когда –нибудь солдата на посту? Встать ровно, спинку выпрямить, подбородок поднять, не двигаться. Напрячься. Затем чередуются положения куклы и солдата.

5.«Перекрёстные движения» (нейропсихологическое упражнение для активизация мозговых полушарий и снятия мышечного напряжения): одновременно с правой рукой двигается левая нога (например, левое колено «встречается при шаге с правым локтём»). Передвигаться можно вперёд, вбок, назад. Одновременно они совершают движения глазами во все стороны.

6. «Быстрые превращения» (упражнение на снятие напряжения после «сидячей» работы): Сейчас зазвучит музыка, и вы начнете ходить по классу. Когда музыка остановится, вы тоже должны остановиться (если нет музыки, можно ориентироваться на хлопки педагога). В этот момент я скажу вам, кого вы должны изобразить… (Включите му­зыку и остановите ее примерно через одну минуту).

Теперь вы все должны превратиться в Бабу-Ягу. Теперь все — роботы. Встаньте парами и покажите друг другу, что вы роботы. Другие превращения: грустный клоун, веселый танцор, нервный грабитель, утомленный бегун на короткую дистанцию, улыбающийся ма­некен, боксер перед борьбой, певец, заслуживший аплодисменты.

Пальчиковая гимнастика

«Братцы»

Идут четыре брата навстречу старшему.
- Здравствуй, большак – говорят.
- Здорово, Васька-указка, Гришка-сиротка,
Мишка-середка, да Крошка Тимошка.
    (соединяют большой палец с другими пальцами по очереди)


«Замок»

На двери висит замок.
      (соединить пальцы обеих рук в замок)

Кто его открыть бы мог?

     (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

Постучали,
     (не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)

Покрутили,
     (покрутить сцепленные руки в запястьях)

Потянули
     (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

И открыли.
   (расцепить пальцы)

 

«Варежка»

Маша варежку надела:
(сжать пальцы в кулак)

"Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал".
(все пальцы разжать, кроме большого)

Маша варежку сняла:
"Поглядите-ка, нашла!
(разогнуть оставшийся согнутым палец)

Ищешь, ищешь – и найдешь,
Здравствуй, пальчик, как живешь?"
(сжать пальцы в кулачок)

Логоритмика

«Физкульт-привет»

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались,
(имитировать умывание)

Полотенцем растирались.
(имитировать растирание спины полотенцем)

Ножками топали,

Ручками хлопали.

Вправо-влево наклонялись

И обратно возвращались.
(имитировать движения, указанные в тексте)

Вот здоровья в чем секрет:

Всем друзьям – физкульт-привет!
(резко поднять руки вверх)

«Зайчики»

Жили-были зайчики
(показывать на голове заячьи ушки)

На лесной опушке.
(разводить руками перед собой, описывая окружность)

Жили-были зайчики
(показывать на голове заячьи ушки)

В серенькой избушке.
(сложить руки над головой в форме домика)

Мыли свои ушки,
(проводить руками по воображаемым ушкам)

Мыли свои лапочки.
(имитировать мытье рук)

Наряжались зайчики,
(руки на бока, слегка поворачиваться в обе стороны, в полуприседе)

Одевали тапочки.
(руки на бока, поочередно выставлять вперед правую и левую ноги)

Информационные источники:

1. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения/ Пер. с нем. – М.: Генезис, 2003. – 400с. (книга взята с сайта http://www.twirpx.com/file/395141/)

2. Локалова Н. П.
* Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. -Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2001

3. http://www.boltun-spb.ru/logo.html